Фрагмент для ознакомления
2
Россия за восемь лет с момента начала оценки регулирующего воздействия сделала небывалый в истории рывок в совершенствовании и проведении экспертной политики государства — как в регламентации оценки регулирующего воздействия, так и в ее внедрении в практическую деятельность.
Однако, несмотря на отдельные положительные моменты, связанные с внедрением оценки регулирующего воздействия в нормотворческую деятельность федерального, регионального и местного уровней власти, остается масса вопросов как общетеоретического, так и эмпирического характера. В связи с этим следует не только определить, какое место в заключениях об осуществлении оценки регулирующего воздействия, уделяется правовым рискам, но и исследовать сущность правых рисков, для чего следует раскрыть понятие правовых рисков, осуществить их классификацию, определить причины их происхождения. Кроме этого, в отечественной юриспруденции практически не исследована проблема соотношения правового моделирования и правовых рисков. Здесь тоже существует масса теоретических и эмпирических проблем, требующих решения.
Отмечено, что главными факторами столь активного введения понятия рисков в России является низкое качество нормативных правовых актов и политика бережного расходования средств как федерального, так и региональных бюджетов.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена процессом возникновения правовых рисков, определения их причин и способов предупреждения, на основании осуществления определенного исследования правоведами.
Отмечено, что в современной России наметилась тенденция, направленная на выявление социальных рисков, однако к решению данной проблемы следует подходить комплексно, выявляя не только правовые риски, направленные на ограничение социальных прав, но и криминологические риски, что является более значимым на современном этапе развития социума.
Объектом исследования курсовой работы является правовой риск.
Предметом курсовой работы являются способы определения правовых рисков.
Целью курсовой работы заключается в анализе определения понятия правовой риск в нормативном регулировании различных отраслей права.
Для определения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить общие положения о правовом риске
- рассмотреть правовые риски как показатель качества нормативно-правового регулирования.
Для написания курсовой работы и исследования ее теоретической части, использовались нормативно- правовые акты, а также специальная литература, которая способствовала раскрытию темы курсовой работы.
Объем и структура курсовой работы определяется поставленными целями и задачами, и которая состоит из введения, глав, параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общие положения о правовом риске
1.1 Понятие и концепции правового риска
Фактически любые социально, экономически и научно необоснованные юридические обязанности и запреты, направленные на ограничение развития предпринимательской и иной экономической деятельности, можно назвать рисками. Необходимо заметить, что российский федеральный законодатель нормативно не утвердил дефиницию, раскрывающую значение термина «риск» или «правовой риск». Между тем в отдельных федеральных документах в России можно найти термин «правовой риск» — например, согласно ст. 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность является риском.
Особое значение на сегодняшний день, как мы видим, имеет не только раскрытие понятия «правовой риск», но и классификация правовых рисков. Необходимо определить виды рисков, возникающих как в отраслях права, так и в сферах современной правовой деятельности, которые переплетаются с классификацией прав человека и гражданина, поскольку, когда мы рассматриваем социальную сферу нашего общества, то прямо выходим на реализацию конкретного вида прав человека и гражданина. При этом отдельные исследователи обращали внимание и на классификации, связанные с видовыми особенностями, которые определяет также исследовательские инструменты.
Определение понятия риск в праве «присущая человеческой деятельности объективно существующая и в определенных пределах способная к оценке и волевому регулированию вероятность понесения субъектами правоотношений негативных последствий вследствие наступления неблагоприятных событий, закономерно связанных с разнообразными предпосылками (факторами риска). Однако, такое определение риска является неполным. Во-первых, непонятно, что должны представлять собой неблагоприятные последствия и какой характер должны носить эти последствия: экономический, социальный, культурный, или правовой. Из данного определения это не ясно. Отсюда и непонятно, что представляет собой такой феномен, как риск в праве.
Риск в праве или юридический риск - это вероятность наступления для субъектов права определенных неблагоприятных правовых (не экономических, не социальных, не культурных) последствий. Эти неблагоприятные последствия могут выражаться в привлечении субъекта права к юридической ответственности, возложении на него дополнительной обязанности, отказе в защите нарушенного права, что в конечном счете ведет к снижению эффективности права
Например, исследуя правовые риски и возможности технологии блокчейна, что «к основным рискам для потребителя, бизнеса и государства можно отнести: 1) операционные риски; 2) кредитные риски и риски волатильности; 3) системные риски; 4) технологические риски (масштабирование блоков, совместимость и версионность технологий, безопасность хранения); 5) политико-правовые риски, сопряженные с ограничениями монетарной и фискальной политики государств.
Правовые риски можно классифицировать по типам юридической деятельности (правотворческие, правоприменительные, интерпретационные, контрольно-надзорные). Также можно их классифицировать по отраслям права. В связи с этим выделяют конституционные риски, которые относятся не только к публичному, но и к частному праву, поскольку иной раз они могут затрагивать права и свободы физических лиц. Среди частноправовых рисков выделяют, например, гражданско-правовые риски.
Современные исследователи также обращают свое внимание на различные виды гражданско-правовых рисков. Серьезные исследования современные ученые посвящают и различным уголовно-правовым рискам, где особое место занимают криминологические риски.
По степени возможности возникновения можно выделить: неизбежные риски, представляющие собой потенциальные явные возможности наступления негативных для субъектов правоотношений правовых последствий, наступление которых вполне очевидно и предсказуемо; возможные риски, т.е. те негативные последствия, которые могут возникнуть при наличии определенных причин и факторов; маловероятные риски, возможные в крайне редких случаях при наступлении определенных юридических фактов; завышенные риски, которые вряд ли могут возникнуть на практике, но которые спрогнозировали эксперты.
Такое разнообразие рисков привело к тому, что в различных отраслях знаний появляются научные школы по изучению правовых, экономических, системных, техногенных и других рисков, что способствовало появлению совершенно нового научного направления, которое отдельные авторы позиционируют как самостоятельную науку рискологию. С ее возникновением и развитием наши знания о риске не только углубились, но и существенно трансформировались.
Важным моментом в раскрытии сущности правовых рисков является исследование их генезиса, т.е. происхождения. Разнообразие правовых рисков связано прежде всего с различными причинами их возникновения, среди которых следует выделить как субъективные (связанные с коррупционными проявлениями, «корпоративной ответственностью» экспертов, их низкой квалификацией, особенностями исследования), так и объективные причины, вызванные не зависящими от экспертов последствиями (изменением порядка правового регулирования, экономическим кризисом, введением новых экономических санкций и т.п.).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 269-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон "О парламентском контроле" от 07.05.2013 N 77-ФЗ (последняя редакция)
4. ФЗ "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года" (утв. Правительством РФ 31.01.2013)
5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 21.12.2021)
Специальная литература
1. Белов, П. Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование в 3 ч. Часть 3 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / П. Г. Белов. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 272 с.
2. Бошно, С.В. Система права и система законодательства / Право и современные государства. 2019. № 5. С. 15-35.
3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. 14-е изд., стер. М: Дашков и К, 2021. 607 с.
4. Воронцовский, А. В. Оценка рисков : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Воронцовский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 179 с.
5. Исаев, И. А. История политических и правовых учений России (+ CD-ROM) / И.А. Исаев, Н.М. Золотухина. - М.: Норма, Инфра-М, 2018. - 432 c.
6. Кожаткина, Е. В. Современный подход к антикризисному управлению человеческими ресурсами / Е. В. Кожаткина // Страховое дело. – 2021. – № 1(334). – С. 45-50.
7. Долотова, Д.В. Техника и технология правовых актов (на примере правовых актов, издаваемых в уголовно-исполнительной системе): Дис. канд. юрид. наук. -Владимир, 2018
8. Лапина, М. А. Правотворческая функция исполнительной власти: предложения по совершенствованию // Российская юстиция. 2019. № 1
9. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. Том 2. Право. М: Проспект, 2021. 648 с.
10. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть / М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2019. - 552 c.
11. Осипов, М.Ю. Понятие и соотношение правового регулирования и правотворчества: монография / М.Ю. Осипов. — М.: РИОР, 2017. — 219 с
12. Поляков, А. В. Общая теория права / А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. - М.: Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. - 472 c.
13. Рягин, Ю. И. Рискология в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Ю. И. Рягин. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с.
14. Северцев, Н. А. Введение в безопасность : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. А. Северцев, А. В. Бецков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 177 с.
15. Чамаров, В.Б. Правовая судьба ведомственного правотворчества / Административное право и процесс. 2019. № 1. С. 55-62.